Польша.ру
Польша > История Польши
История Польши
Путь к независимости

Борьба за государственные границы

Cобственное государство - трудное начало
Пилсудский приходит к власти
Санация
Расцвет независимой культуры
Новая власть - коммунисты
"Наша малая стабилизация"
Герек или "пропаганда успеха"
"Солидарность"
Военное положение

Аналитические обзоры
Экономика Польши
Внутренняя политика Польши
Внешняя политика Польши

Польская внешняя политика

После II мировой войны Польша стала государством, зависимым от СССР, почти на полувековой срок лишившимся права принимать самостоятельные решения относительно своих политических союзов. Стремление Польши играть заметную роль в кругу государств западной цивилизации и активно участвовать в североатлантических структурах реализовалось только после распада социалистического блока. Процесс европейской интеграции, опирающийся на соблюдение принципов демократии, защиту прав человека и рыночную экономику, стал для Польши эталоном развития цивилизации. Государства Европейского Союза являются сегодня для Польши главными партнерами в создании свободного рынка и формировании новых условий внешней безопасности.

После роспуска прежних союзных организаций (Варшавского договора и СЭВ), в 1991 г. Польша стала членом Совета Европы, а с 1996 г. - ОБСЕ (в 1998 г. Польша заняла пост председателя этой организации). Польша вступила на путь интеграции с государствами Западной Европы и строительства отношений с соседями, опирающихся на новых основах.После изменения расстановки сил в Восточной Европе, вступление в НАТО стало главной политической целью Польши. Расширение НАТО на восток означало перемену геополитической позиции Польши. Принятие 12 марта 1999 г. нашей страны в Организацию Североатлантического Договора является одним из важнейших событий в новейшей истории Польши. Польша стала частью союзнической оборонной структуры, гарантирующей безопасность и создающей условия стабильного развития.

Расширение НАТО на восток означало перемену геополитической позиции Польши. Принятие 12 марта 1999 г. нашей страны в Организацию Североатлантического Договора является одним из важнейших событий в новейшей истории Польши. Польша стала частью союзнической оборонной структуры, гарантирующей безопасность и создающей условия стабильного развития. Наряду со вступлением в НАТО Польша реализует свою политику безопасности как ассоциированный член Западноевропейского сообщества, также путем участия в политическом диалоге, который ведется в рамках Договора об общей внешней политике и безопасности Европейского Союза. Кроме того, Польша активно участвует в миссиях по борьбе с терроризмом, организованных по инициативе и реализованных ООН (в марте 2002 г. Польша сроком на 1 год заняла пост председателя Комиссии ООН по правам человека).Приоритетом польской внешней политики являлось вступление в Европейский Союз в качестве полноправного члена сообщества в 2004 г. Вступление в ЕС означает получение гарантий стабильности перемен, начавшихся в 1989 г., а также ускорение экономического и культурного прогресса.После 1989 г. Польша много внимания посвятила развитию билатеральных и добрососедских отношений, основанных на двусторонних договоренностях. Наряду с тесным партнерским сотрудничеством со странами североатлантических структур, в том числе с США в рамках антитеррористической коалиции, Польша стремится сохранять растущую динамику отношений со своими главными европейскими партнерами - Германией, Францией и Великобританией.Одним из символов возвращения Польши в круг европейских демократических государств стала встреча в августе 1991 г. министров иностранных дел: Польши - Кшиштофа Скубишевского, Германии - Ганса Дитриха Геншера и Франции - Роланда Дюма в Веймаре. Эта встреча положила начало трехстороннему сотрудничеству Польши, Германии и Франции в рамках Веймарского треугольника. Встречу в Веймаре предварило подписание 9 апреля 1991 г. Договора о дружбе и солидарности между Польшей и Францией, а также подписание 17 июня того же года польско-немецкого Договора о добрососедстве и сотрудничестве.

Польские власти, как на высшем уровне, так и на уровне региональных органов самоуправления считают развитие приграничных связей эффективным инструментом более близкого знакомства с народом, живущим по соседству, и преодоления взаимного недоброжелательства. В интересах Польши находится реализация стратегической цели политики Европейского Союза, которой является строительство добрососедских отношений с государствами Восточной Европы. Как государство, непосредственно граничащее с Россией через Калининградскую область, Польша с глубоким удовлетворением принимает все инициативы, нацеленные на развитие двустороннего сотрудничества, в том числе экономического. Польша также демонстрирует решительную поддержку Украины в ее стремлении сблизиться с государствами и структурами евро-атлантической зоны.После краха коммунистической системы общий опыт прошлого и осознание стоящих перед ними политических, социальных и экономических задач привели три государства региона - Польшу, Венгрию и тогдашнюю Чехословакию к более тесным контактам. В феврале 1991 г. была создана Вышеградская группа, являющаяся важным элементом регионального сотрудничества, укрепляющим позицию теперь уже четырех партнеров в процессе европейской интеграции. Свидетельством регионального подхода к экономическим проблемам стало создание в 1993 г. по инициативе Вышеградской группы Ассоциации свободной торговли стран Центральной Европы (АСТСЦЕ). Другими формами регионального сотрудничества, к которым Польша относится как к элементам интеграционных процессов в Европе, является Центрально-Европейская инициатива и Совет государств Балтийского моря. Идея создания ЦЕИ как платформы для сотрудничества государств Центральной и Восточной Европы родилась в 1989 г. Польша участвует в ее работе с 1991 г. Несмотря на различие в ситуации государств-партнеров, ЦЕИ по-прежнему остается полем для политического диалога по региональным проблемам и форумом взаимодействия государств Центральной Европы в интеграции континента. Совет государств Балтийского моря, в свою очередь, занимается координацией действий в области защиты естественной среды Балтийского моря, развития транспортной и энергетической инфраструктуры, а также укрепления сотрудничества между государствами бассейна Балтики.Демократическая Польша много усилий прилагает к развитию дружественных и партнерских отношений со своими соседями. После принятия документов, являющихся базой приграничного сотрудничества - Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве, Европейской Хартии органов местного самоуправления и Европейской Хартии пограничных и приграничных регионов, Польша с начала 90-х гг. активно участвует в создании еврорегионов, целью которых является развитие экономического сотрудничества, расширение инфраструктуры, защита окружающей среды, туризм и культурно-просветительская деятельность.

  См. также:
  По материалам польского МИД
О ПРОЕКТЕ "ПОЛЬША.РУ" :: РЕДАКЦИЯ :: КОНТАКТ
Рейтинг@Mail.ru