Польша.ру
Польша > "Солидарность". Мы спасли Европу от коммунизма
Польша. История свободы
После Ялты
Польша. 1970 год
Явная оппозиция
Польский Папа
Стачечная волна в Польше
Забастовка в пользу всех
"Солидарность" - всенародный профсоюз
Контрреволюция – власть против народа
Военное положение в Польше
Свобода в подполье
Помощь Запада
Последнее наступление коммунистической системы
Возвращение "Солидарности"
Результат переговоров – смена устройства
Конец "Ялты". Освобождение Центральной Европы

Стачечная волна в Польше

Между тем страна погружалась в экономическом хаосе. Скрытные повышения цен, рост инфляции в начале 1980 привели к нехватке на рынке почти всех товаров. Из месяца в месяц усиливалась социальная напряженность. Новое повышение цен мяса в заводских столовых и буфетах с 1 июля 1980 года вылилось той пресловутой искрой, способной воспламенить пороховую бочку.

Самое громадное значение имела июльская общая забастовка в городе Люблине, охватившая 150 заводов с 50 тысячами людей, встал городской транспорт, железная дорога. Правительство приступило к переговорам и 11 июля подписало соглашение со стачечными комитетами, именуемыми «простойными», во избежание зловещего по звучанию слова «стачка». Кроме социальных уступок, забастовщикам гарантировались безопасность и проведение новых выборов в профкомы на предприятиях. Впервые за послевоенную историю соглашение подписали власти со взбунтовавшими рабочими.
Власти пытались, было, временно успокоить ситуацию отказом от новых цен и обещаниями небольших повышений. Такие выдвигались в начале «местные» цели забастовки в Гданьске, хотя политические уступки в Люблине вселяли надежду на новый шаг в оппозиционной борьбе.

Стачка на Гданьской судоверфи имени Ленина началась 14 августа 1980 года в защиту уволенной с работы Анны Валентинович, крановщицы, одной из организаторов возникших в 1978 году Свободных профсоюзов (WZZ – Wolne Zwiazki Zawodowo). Забастовку инициировал Богдан Борусевич, член KOР и СП вместе с тремя молодыми рабочими верфи и уволенным участником «простоя» 1970 года, тоже состоявшем в свободных профсоюзах, Лехом Валенсой. Днем позже присоединились другие судостроительные заводы, порты и предприятия города.

16 августа был выработан компромисс, также по повышению цен и надбавке «по дороговизне» для корабелов. Большинство членов Комитета сочли, что цель достигнута и призвали рабочих покинуть завод. Стачка чуть было не закончилась всего лишь экономическими уступками властей. И только благодаря нажиму прибывших туда представителей коллективов меньших предприятий, поддерживающих верфь, было решено остаться и объявить стачку солидарности во имя общих, политических целей.

 
Алиция Ванцеж-Глуза (Alicja Wancerz-Gluza)
Центр КАРТА (Osrodek KARTA)
О ПРОЕКТЕ "ПОЛЬША.РУ" :: РЕДАКЦИЯ :: КОНТАКТ
Рейтинг@Mail.ru