Польша.ру
Польша > История Польши
 
История Польши
Путь к независимости

Борьба за государственные границы

Cобственное государство - трудное начало
Пилсудский приходит к власти
Санация
Расцвет независимой культуры
Новая власть - коммунисты
"Наша малая стабилизация"
Герек или "пропаганда успеха"
"Солидарность"
Военное положение

Аналитические обзоры
Экономика Польши
Внутренняя политика Польши
Внешняя политика Польши

Экономика

Основной проблемой независимого государства были экономические вопросы. В стране бушевала гиперинфляция (более 500% в 1990 г.), огромная сумма внешнего долга не позволяла делать инвестиции. Ситуацию дополнительно осложняли такие факторы как скрытая безработица, устаревшая и неэффективная промышленность, отсталое сельское хозяйство. Ряд принятых в 1988 г. законодательных актов, касающихся хозяйственной деятельности, и освобождение цен в июле 1989 г. не принесли ожидаемых результатов. Было принято решение реализовать так называемый "план Бальцеровича", разработанный тогдашним министром финансов Лешеком Бальцеровичем.

План предусматривал либерализацию внутренних цен, рост импорта, ужесточение контроля расходов и финансовой политики в отношении предприятий, введение процентной ставки, превышающей уровень инфляции, стабилизация курса доллара и введение жестких принципов его обмена. В результате польская экономика стабилизировалась и стала открытой. Произошла реформа банковской системы и денежно-кредитной политики. В Польше образовался рынок капитала и рынок труда. В июле 1990 г. Сейм одобрил законопроект о приватизации. В последующие годы был введен подоходный налог от физических лиц (июль 1991 г.) и НДС (1992 г.).

Огромное значение в ряду системных реформ имел начавшийся процесс преобразования форм собственности, приобретение предприятиями самостоятельности и стимуляция внутренней конкуренции. Политика приватизации государственного имущества, введение принципов свободного рынка и радикальное снижение бюджетного дефицита начали приносить результаты. В 1992 г. инфляция снизилась до 43%, а в течение последующих лет достигла уровня, выражаемого одной цифрой, (в конце 2001 г. показатель инфляции был менее 4%). Экономические успехи очередных правительств убедили кредиторов сократить сумму внешнего долга Польши на 50%, а западные фирмы решились инвестировать в нашей стране. В 1991 г. в Варшаве открылась Биржа ценных бумаг, рос также валовой внутренний продукт (в 1993 г. польский ВВП составил 4%, в 1995 - уже 7%). Полностью конвертируемый злотый в 1995 г. претерпел деноминацию (1 новый польский злотый = 10 000 старых злотых), а успех польских реформ стабилизировал курс доллара.

В настоящее время Польша является государством со стабильной политической системой и развивающейся экономикой, активно участвующим в международных структурах (Польша является членом ВТО, ОБСЕ, АСТСЦЕ). Экономическое развитие, хотя и менее бурное в последний период, является, тем не менее, постоянным и подкрепляется глубокими социальными реформами, в том числе реформой пенсионной системы и системы здравоохранения. Также идет процесс приведения польского экономического законодательства и деятельности экономических учреждений в полное соответствие стандартам Европейского Союза. Еще задолго до установления официальной даты вступления Польши в ЕС, сообщество стало важнейшим торговым партнером Польши. В государства-члены Европейского сообщества поступает 70% экспорта, а из стран ЕС в Польшу поступает более 60% товаров.

Перемены, вытекающие из начатого в 1989 г. процесса трансформации, потребовали существенной переоценки всех сфер экономической деятельности. Ее основной идеей является уже реализованное и эффективное введение принципов функционирования свободного рынка, опирающегося на доминирующей и постоянно крепнущей позиции частного предпринимательства. Главным мотором экономического роста в Польше стал частный сектор, а приватизация (как сверху, так и снизу) послужила толчком к созданию в польской экономике более конкурентоспособных структур. В 2001 г. частный сектор производил уже почти 75% валового внутреннего продукта, задействовав более 70% всего трудоспособного польского населения.

Так же, как в странах Евросоюза, наиболее трудным для приватизации и реструктуризации оказался сектор тяжелой промышленности, имеющий большое социальное значение. Но процесс приватизации группы крупных предприятий металлургической, химической и машиностроительной отраслей, а также предприятий энергетики продолжается (при росте заинтересованности со стороны зарубежных инвесторов). Кроме того, заметен прогресс в приватизации газовой и транспортной отрасли (например, приватизация фирмы "Польские Железные Дороги"), а также в отрасли добычи полезных ископаемых. Изменения в экономической структуре форм собственности и эффективное функционирование рыночных механизмов требовали создания правовых норм, могущих служить юридическим фундаментом для развития свободной и честной конкуренции. Этот процесс завершился принятием в конце 90-х гг. пакета законов, регулирующих свободу экономической деятельности, принципы оказания и мониторинга помощи со стороны государства, а также внедряющих acquis communautaire (правовые нормы Европейского Союза) относительно свободного перемещения товаров (правила оценки соответствия нормам, ответственность производителя за качество и безопасность продукции). Действующее с 2001 г. законодательство о товариществах и акционерных обществах находится в полном соответствии с предписаниями ЕС, определяющими принципы регистрации и функционирования хозяйствующих субъектов.За немногим более 10-ти лет от начала перемен, экономика Польши в правовом отношении вплотную подошла к системе, действующей в ЕС, а благодаря последовательным изменениям из польского законодательства исчезли последние следы наследия социалистической экономики - различие в трактовке хозяйствующих субъектов. Уже не имеет значения форма собственности, масштабы, отрасль или национальность владельца предприятия.

  См. также:  
  По материалам польского МИД
О ПРОЕКТЕ "ПОЛЬША.РУ" :: РЕДАКЦИЯ :: КОНТАКТ
Рейтинг@Mail.ru